Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (Москомэкспертиза)
является функциональным органом исполнительной власти города Москвы. Он ответственен за реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере ценообразования и сметного нормирования, а также за проведение экспертизы проектной документации и инженерных изысканий.
Комитет выполняет функции в том числе:
-
установление правил и стандартов сметной стоимости при проектировании и строительстве объектов, особенно объектов государственного заказа, финансируемых из бюджетов города Москвы (полностью или частично);
-
проведение проверки достоверности определения сметной стоимости таких объектов капитального строительства;
-
организация государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с действующим градостроительным законодательством и нормативами.
Правовой статус определяется городскими постановлениями, мэрскими распоряжениями, законами города Москвы и нормативными актами, регулирующими строительную экспертизу, работу с проектной документацией и сметно-стоимостные нормы.
2. Юридический адрес, контактные данные и регистрационные реквизиты
Адрес и контактная информация
-
Юридический адрес: Россия, Москва, улица 2-я Брестская, дом 8. Здесь же расположен основной офис Комитета. (Москва)
-
Почтовый индекс: 125047.
-
Телефон: +7 (499) 250-16-70 — справочная служба Комитета.
-
Факс: имеется, но точный номер не всегда опубликован в доступных публичных регистрах.
-
Электронная почта: mke@mos.ru.
-
Официальный сайт: mke.mos.ru — сайт Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.
Регистрационные данные
-
ИНН: 7710887485
-
ОГРН: 1117746296139
-
Дата регистрации организации: 14 апреля 2011 года — организация зарегистрирована как юридическое лицо по вышеуказанному адресу.
-
Статус: действующая структура исполнительной власти города Москвы.
3. Руководство
-
Председатель (руководитель): Иван Александрович Щербаков. По данным регистровых и публичных источников, он является главным должностным лицом, ответственным за управление Комитетом.
-
В подчинении у председателя находятся заместители, ведущие направления экспертизы, сметно-стоимостных норм, взаимодействия с проектировщиками и застройщиками, государственными заказчиками и контролирующими органами.
-
У Комитета имеется структурное деление на отделы, которые отвечают за сметно-нормативную деятельность, экспертизу проектной документации, методическую работу, нормативно-правовое обеспечение, ведение реестров, и работу с жалобами и обращениями.
4. Основные функции и компетенции
Москомэкспертиза выполняет комплекс обязанностей, необходимых для надёжности и прозрачности строительной и проектной деятельности в городе. Ниже — основные направления её деятельности:
-
Разработка и утверждение норм и правил ценообразования и сметного нормирования
Комитет разрабатывает стандарты, методики и сметные нормативы, регулирующие, как составляются сметы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт. Это включает нормативы по трудовым расходам, материалам, оборудованию, логистике и др. -
Проверка достоверности сметной стоимости объектов капитального строительства
Если объект либо проектирование находятся на финансировании из бюджета Москвы полностью или частично, Комитет проверяет, обоснованно ли определена сметная стоимость — нет ли завышения, соответствует ли она нормативам, рыночным реалиям, есть ли нарушения. -
Государственная экспертиза проектной документации и инженерных изысканий
Проекты, особенно крупных объектов и объектов заказанных государством или муниципалитетом, подвергаются экспертизе на предмет соответствия градостроительным нормам, строительным, экологическим, санитарно-эпидемиологическим нормам и др. -
Контроль за госзаказом в строительстве по критериям стоимости и качества
Следит, чтобы объекты, финансируемые городом, не выходили за рамки бюджета без обоснований, чтобы проект-сметная документация была прозрачной и соответствовала установленным нормативам. -
Нормативно-правовая деятельность и методическая работа
Комитет готовит нормативные акты, стандарты, методические указания, регламентирует процесс экспертизы и сметных проверок. Разрабатывает документы, регулирующие отношения между заказчиками, подрядчиками и проектировщиками по вопросам ценообразования и экспертизы. -
Взаимодействие с участниками строительного рынка и экспертным сообществом
Проектировщики, застройщики, инженеры, архитекторы, общественные организации могут обращаться в Комитет за разъяснениями, участвовать в обсуждениях нормативов, предоставлять предложения и замечания. -
Обеспечение прозрачности и законности
Работа Комитета ориентирована на предотвращение коррупционных рисков в расчетах стоимости строительства и экспертизе документации, устранение завышенных смет, контроль соответствия документов действующим нормативам и законодательству.
5. Организация структуры и внутреннее устройство
Комитет организован по принципу распределения ответственности между подразделениями, ответственными за ключевые компетенции. Структура может включать следующие блоки:
-
отдел сметно-нормативного регулирования;
-
отдел государственной экспертизы проектов и инженерных изысканий;
-
методический отдел, занимающийся разработкой нормативов, стандартов и методических рекомендаций;
-
отдел контроля и проверки смет;
-
юридическое подразделение, работа с нормативно-правовыми актами и судебными спорами;
-
отдел по работе с обращениями граждан и организаций;
-
административно-хозяйственный отдел.
Управляет Комитетом председатель, с заместителями, каждый из которых отвечает за определённое направление (например, экспертиза, нормативы, методология).
6. Законодательная и нормативная база
Руководствуясь следующими законодательными и нормативно-правовыми актами:
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
-
федеральные законы, регулирующие строительство, экспертизу проектной документации, санитарные, экологические нормы;
-
постановления и распоряжения мэра Москвы и Правительства Москвы, устанавливающие местные градостроительные правила, требования к проектированию и сметно-стимулирующее регулирование;
-
нормативы и стандарты сметного нормирования, методические рекомендации, стандарты ценообразования, применяемые в строительстве и проектировании;
-
акты, регулирующие государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий.
7. Достижения и особенности работы
Несколько значимых особенностей и достижений Комитета:
-
Установление и обновление нормативов, которые отражают современные цены на строительные материалы, труд и технологии, что важно для разумного ценообразования и контроля бюджетных расходов.
-
Эффективность проверок достоверности смет. Благодаря функциям сметной проверки и экспертизе Комитет способствует снижению рисков перерасхода бюджетных средств на объекты строительства и инфраструктуры.
-
Поддержка стандартов качества при проектировании зданий, инженерных коммуникаций и объектов. Комитет участвует в экспертизе и согласовании, что позволяет влиять на соответствие проектов установленным нормам и стандартам.
-
Методическая и нормативная адаптация. Комитет обновляет нормативную базу, методики; реагирует на изменения цен в экономике и изменений в законодательстве.
-
Прозрачность. Сайт Комитета публикует контактную информацию, режим работы, нормативные документы, что позволяет участникам рынка и общественности получать доступ к необходимой информации.
8. Основные задачи и вызовы
Задачи
-
обеспечение сбалансированного и справедливого ценообразования в строительстве при бюджете Москвы;
-
своевременное обновление методик и нормативов с учётом изменения рыночных условий, инфляции и технологических изменений;
-
упрощение процедур экспертизы, уменьшение бюрократических барьеров, но при сохранении качества и соблюдения норм;
-
развитие цифровых инструментов, автоматизация экспертиз и сметных проверок;
-
взаимодействие с проектировщиками, застройщиками, общественностью для конструктивного изменения нормативов и экспертизы.
Вызовы
-
высокая волатильность цен на материалы и их компоненты (связанная с экономическими санкциями, логистикой и т. д.), что требует быстрой адаптации сметных норм;
-
необходимость поддерживать баланс между скоростью экспертизы и качеством, чтобы не задерживать строительство, но и не допускать ошибок и нарушений;
-
устойчивое снижение коррупционных рисков, завышения смет и несправедливых контрактов;
-
удержание экспертизы на высоком техническом уровне, с учётом новых технологий, стандартов энерго-эффективности и экологичности;
-
сложность координации между различными ведомствами — архитектуры, градостроительства, заказчиков, подрядчиков.